«Профессия не слишком трудная. Но как я ошибался…»

Учитель – самая древняя и самая почитаемая профессия.

Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, способствует развитию науки и техники, а вместе с тем развитию нации и государства.

Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Труд учителя – особый труд. Его нельзя мерить количеством выпускников, как измеряют труд рабочего количеством деталей, нельзя мерить количеством рабочего времени, проведенного в школе, потому что общение с детьми не поддается временному измерению. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, а иногда через целое поколение.

А молодым специалистам вдвойне тяжелее, ведь только недавно они окончили школу, профессиональные учебные заведения и вышли  в «открытое плавание», где на их жизненном пути будут встречаться не только волны, но  и скалы. Но зато они полны энтузиазмом и новыми идеями, которые готовы применить прямо сейчас.

Мы встретились и поговорили с молодым учителем географии и биологии Мосолковым Евгением Владимировичем.

— Расскажите немного о себе…

— Я обычный парень. Родился и вырос здесь, в Темкино. Окончил Смоленский государственный университет по направлению «Педагогическое образование. География и биология». И теперь уже второй год работаю в  Темкинской школе, которую и сам закончил.

— Расскажите, правда ли, что студенческие годы самые чудесные?

— Абсолютно! Это одни из самых прекрасных нескольких лет. Очень насыщенные, где я повстречал новых людей, в первую очередь, друзей, с которыми до сих пор общаюсь. Познакомился с достойными работниками науки. Участвовал в организации различных мероприятий национального масштаба (всероссийская олимпиада по экологии, географический диктант). Помню, как один раз сажали деревья с немецкой делегацией. Конечно, я не знаю немецкий язык, но пытался разговаривать на английском. Кажется, мы понимали друг друга (смеётся). И многое другое, всего не рассказать.   Могу только сказать одно – это все необходимо прочувствовать, чего я желаю каждому будущему студенту.

— Почему Вы выбрали именно профессию учителя?

— Когда я решал, какую же мне профессию выбрать, то подумал, что профессия учитель, на тот момент, не слишком трудная. Но как я ошибался… В большей степени на меня повлияли друзья, которые обучались в СмолГУ и одноклассники, которые туда только поступали. Поэтому выбор ВУЗа был закончен. Стал я просматривать направления обучения, они все были с педагогической направленностью. Меня тогда это не особо смутило, и выбрал я географию и биологию.

— Вы сказали, что профессия учитель не трудная, но ошибались. С чем это связано?

— Пожалуй, самое трудное – оформление большого количества документации, что отнимает значительную часть времени, которую любой учитель мог бы потратить на другие более важные дела, например, подготовку к уроку. Нет, не подумайте, что учителя не готовятся к уроку, это не так. Просто, помимо всего, у тебя есть еще и документы, которым ты должен уделить время. Наверное, это самый большой минус.

— Почему именно география и биология? Почему не русский язык или математика?

— Тут все просто. Когда я был совсем маленьким, то любил одну книгу. Сейчас я уже не помню, как она называется, но на тот момент она была чуть больше моей ладони. Там было собрано очень много различных карт. Тогда я не понимал и не знал что это за страны или же места, но очень любил рассматривать страницы этой книги. Может это был географический атлас, а может просто путеводитель, сейчас мы это уже не узнаем. Но то, что я любил эту книгу – да!

Еще я интересовался «футбольной географией»: откуда команда, какой флаг, на каком языке разговаривают. Для меня это было так же интересно. Да мне и сейчас это интересно.

А что касается биологии, то любовь к ней зародилась, вследствие, просмотров фильмов ВВС о животных и наличии дома энциклопедий. Да, в детстве я был очень любознательным ребенком.

— Какими качествами должен обладать учитель?

— Я считаю, что у учителя, в первую очередь должно быть терпение, большой багаж знаний и обязательно чувство юмора. Без него никуда.

— Есть ли у Вас школьные любимчики?

— Конечно, приятно, когда некоторые ученики работают на уроках и учат твой предмет, но отношение ко всем одинаково. Поэтому не вижу смысла выделять кого-то конкретного.

— Как лучше всего помочь отстающим ученикам?

— Наверное, больше использовать индивидуальный подход. Больше помогать, чуть подтолкнуть к правильному ответу. А также, каждый ученик, если возникают какие-то вопросы по теме, может подойти ко мне после уроков или на любой перемене. Я всегда открыт и готов помочь каждому.

-Как часто Вы рассуждаете с учениками на философские вопросы и нужно ли их поднимать на уроках?

— Такие вопросы возникают на уроках достаточно часто, ведь география соприкасается почти со всеми науками, как и биология. Иногда появляются такие вопросы:  «Откуда взялась жизнь и что это такое?», «Что такое Земля и как она возникла?». Я считаю, что их необходимо поднимать,  они расширяют кругозор, и дети не стесняются делиться своими гипотезами. Ведь именно в спорах рождается истина!

— Учитель учится вместе с учениками. Чему за это время Вы научились?

— Решать какие-то вопросы  более спокойно и рассудительно.  А так, у меня еще огромное количество времени, чтобы в дальнейшем приобрести что-то новое.

— Какой учебный день для учителей считается удачным?

— Когда не произошло никаких происшествий и те задачи, которые были поставлены – выполнены.

— Как вы относитесь к школьной дисциплине?

— В целом в школе с дисциплиной прекрасно справляются наши завучи и директор. Что касается моих уроков, то мне нравится, когда идут бурные и живые обсуждения, решение проблем, поставленные на уроке и высказывание своих точек зрения, конечно в рамках дозволенного. Никогда особо с дисциплиной проблем не было.

— Расскажите о своем первом уроке в качестве учителя. Как он прошел?

— Я очень сильно волновался и переживал. В моей голове была одна задача – успеть рассказать весь материал. Конечно, я все успел, даже быстрее, чем планировал. У меня еще оставалась добрая половина урока. Но я не растерялся и на всякий случай подготовил дополнительный материал к уроку, с таким расчётом, что может быть, он мне понадобится. Но он мне действительно понадобился. В целом, урок прошел замечательно, я так думаю (смеётся)

— Какие суеверия есть у учителей?

— Лично у меня никаких суеверий нет. Есть свои задачи, которые необходимо выполнить и никакие «внешние силы» на это повлиять не могут

— Какой самый забавный вопрос/ответ вы получали от учеников?

— Чаще всего дети меня спрашивают о возможности существования мегалодона, йети,  инопланетян. Такие вопросы не могут не вызвать улыбку. Но я отвечаю с научной точки зрения и не рекомендую смотреть телеканал РЕНтв (смеётся).

— Какой у Вас коллектив в школе?

— У нас замечательный коллектив, на который можно положится, и который всегда тебя поддержит. Работают компетентные люди, которые знают свое дело и выполняют его на высшем уровне.

—  Какой бы вы совет дали будущим учителям?

— Главное — не бояться. Многие когда слышат об учителях, сразу говорят: «Нет». Не из-за того, что им не нравится эта профессия, а в большей степени из-за боязни, что не получится. У каждой профессии есть свои минусы, но есть и плюсы. Поэтому ничего не бойтесь и найдите свое место в этом большом мире.                        

— Спасибо большое!

— Вам спасибо!                                                  

Д. Огурцова

Вам также может понравиться...