«На уроках всегда есть место творчеству»


Нет на свете человека, который хотя бы однажды не учился чему-либо. У каждого человека есть свой учитель, без которого всё дальнейшее могло бы не состояться, перед которым он в неоплатном долгу. Все когда-то учились в школе: и президент, и космонавт, и врач, и учитель…

Сколько прекрасных строк посвящено этим героическим людям, имя которым учитель! Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, что, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя.

Светлана Леонидовна Рожковец – учитель истории и обществознания в Темкинской средней школе. Родилась в Темкинском районе в обычной семье. Окончила 8- летнюю Власовскую школу, а после два года училась в Темкинской школе. Учителем захотела стать в 8 классе, а до этого думала, что пойдет в сферу сельского хозяйства. Но судьба кардинально меняется вместе с выбором человека.

— Почему Вы решили стать именно учителем?

— Любила предмет историю, он мне нравился. Я увлеклась им и захотела с ним связать свою судьбу. Раньше не было интернета, а по телевизору показывал один канал – первый. Нам особо время «убивать» было нечем, но у нас всегда были книги. Я много читала. Читали даже ночами, родители ругались, выключали свет и укладывали спать. Вот так и проходила наша молодость.

— Куда Вы решили дальше пойти учиться?

— Выбор был не особо большой, рядом был Смоленский педагогический институт. И я решила пойти туда, как раз недалеко от дома. Конкурс на исторический факультет был большой – 8 человек на место. Поступить было достаточно сложно, сказывалось еще то, что в первую очередь отдавали предпочтение мальчикам. Даже если баллы были одинаковыми. Но зато было интересно учиться, у нас было очень много ребят, по сравнению с другими факультетами. К тому же, у меня были хорошие учителя истории – Яковлева Вера Кондратьевна (с 1961 по 1986 год работала директором Власовской школы), очень строгая учительница, предмет которой мы считали самым главным предметом. А в 9-10 классе учителем истории был наш классный руководитель – Сидоркина Инна Станиславовна. Молодая и интересная, с ней можно было не только об истории поговорить, но и о жизни.

— Что Вам нравится в данной профессии?

— Нравится то, что всегда чему-то учишься. Учишься сам, учишься у детей, учишься у молодых специалистов. Вообще профессия учитель – творческая. Всегда есть место выдумке, чему-то новому. История такая наука, которая не стоит на месте. Всегда открываются новые факты, о которых раньше не знал. Например, сейчас пересматривают Великую Отечественную войну, открываются новые архивы и новые факты, о которых раньше не знали, или те, о которых раньше не говорили.

         — Часто ли дети задают каверзные вопросы, касающиеся современной обстановки в мире?

— Интересуются, но не все. Современные дети, как мне кажется, больше в социальных сетях общаются, нежели политикой интересуются. Но задают часто вопросы: «Как Вы на это смотрите?» «Что Вы об  этом думаете?»

— Как Вы считаете, какие минусы существуют в профессии учитель?

— В первую очередь, это большое количество бумаг, которые сейчас учитель заполняет; большое количество различных конкурсов, которые сваливаются на школу; погоня за рейтингами… Это все отнимает большое количество времени.  Бюрократизация образования, есть сейчас такое понятие. Вроде бы наше правительство пытается что-то сделать в этом отношении, чтобы как-то облегчить труд учителя, но как-то не получается. Казалось бы, компьютеризация должна была освободить от лишней нагрузки, но бумаг все равно остается очень много.

Для того, чтобы учитель мог качественно давать уроки, у него не  должно быть такой огромной нагрузки. Как прочитаешь в интернете, у некоторых учителей нагрузка по 36 часов, по 40 часов. Этот бешеный ритм будет выматывать учителя, да и все-таки дети в какой-то степени отнимают энергию у учителя. Да и низкая заработная плата, на которую смотрят молодые специалисты, в первую очередь останавливает их, а в итоге – нехватка кадров. Хотя в нашей школе все специалисты есть.

— Какими качествами и навыками должен обладать учитель как человек?

— Порядочностью.

— А любовь к детям должна присутствовать?

— Ну, если бы не любили детей, то не пошли бы в школу. Мне нравится тем, что дети сами по себе открытые. Они еще не разучились смотреть в глаза учителю, потом со временем этот навык уходит куда-то, но все же. Они говорят то, о чем думают, то, что чувствуют и как чувствуют. Понимать, надо детей и чтобы дети понимали учителя, не просто уважали, но и понимали. Главное, чтобы было взаимопонимание. Тогда и работать легче. И конечно, всегда надо быть справедливым по отношению к ним, несправедливость дети всегда чувствуют.

— Вы сказали, что учитель  – творческая профессия. Как Вы можете проявить творчество на своих уроках?

  — Можно по-разному проявить свои творческие способности. Можно начать урок с чтения художественной литературы: если рассказывать о коллективизации, то наглядным примером является произведение М. Шолохова «Поднятая целина»; если говорить о первых днях войны, то можно начать с К. Симонова «Живые и мёртвые»; если говорить о голоде 1932/1933 годов, то П. Проскурин «Любовь земная». Писатели и художники очень ярко и тонко показывают всю действительность. Наверное, сам ты так не расскажешь, как прочитаешь или увидишь. Это может быть и любое стихотворение, которое подходит к теме. Это может быть и стихотворение А. С. Пушкина о войне  1812 года. Может быть и музыка, например «Священная война». Необходимо все продумать, чтобы заинтересовать ребенка, зацепить как-то. А так же и самому надо быть эмоциональным на уроке, чтобы прочувствовать все, что происходило раньше.

— Расскажите, с чего начинается Ваше рабочее утро?

— Со звонков родителей. Кто-то заболел, кто-то плохо себя чувствует, за кого-то надо попросить учителя физкультуры, чтобы особо сильно не напрягал ребёнка, у кого-то своя просьба. Я ведь классный руководитель. 

— Некоторые учителя говорят, что с современным поколением очень трудно работать, как Вы считаете, так ли это?

—  А так говорят все учителя, на протяжении всего времени. Это удел старшего поколения, так говорить о младшем. В мое время тоже так говорили: «Вот мы в наше время, не то, что вы…». Это просто «отношения отцов и детей». Всегда отцы недовольны своими детьми, потому что возлагают на своих детей большие надежды, а не всегда они сбываются. Может и мы не совсем воплотили в жизнь мечты своих родителей, или сами не добились того, к чему стремились, поэтому хотим, чтобы наши дети восполнили эти пробелы. Мы всегда хотим, чтобы наши дети были лучше нас и также с учениками, чтобы были лучше, чем мы, и знали больше, чем мы когда-то.

— Вы помните свой первый рабочий день в школе?

— Конечно. Я пришла в Темкинскую школу и написала заявление. Директором была Светлана Васильевна Тарасова. И она сразу мне объявила, что я буду классным руководителем 11-го класса. Я этого не ожидала, только после института и сразу классный руководитель. Было страшно…

Первый урок и был в этом классе. К уроку я очень готовилась, но и они меня проверяли. Задавали различные вопросы. Проверяли, что я знаю, чего не знаю. Даты спрашивали так, невзначай, и не по теме урока.

— Должны быть у учителей любимчики в классе?

— Не должно быть, особо выделять никого не нужно. Но в каждом классе есть ребенок, который лучше других разбирается в твоем предмете, который заинтересован больше на уроке. И когда он задает вопросы, интересуется дополнительным материалом – это всегда приятно учителю. Главное заинтересовать, а если таких заинтересованных детей много, то это очень хорошо.

—  А как заинтересовать ребенка историей?

— Заинтересовать всех, однозначно не получится. Интересно тем, кому дается. Кто гуманитарий, по своей склонности – тому дается история легче. Для некоторых выучить что-то по литературе или по истории, это высшая математика. Я думаю, это все зависит от склада ума потому что, кто-то силен в математике с физикой, и им легче считать весь урок, чем заниматься историей. А другие наоборот.

— Все мы знаем, что у учителей загруженный рабочий график. Кто-то говорит, что у учителя не может быть личной жизни, потому что он постоянно в школе, с детьми. Как Вы думаете, так ли это? И чем Вы увлекаетесь в свободное время?

— Да, для личной жизни очень мало времени остается, это действительно. Работаешь в школе, после остаешься с детьми после уроков, затем идешь домой и несешь все, что нужно проверить, что-то подправить. Кому-то надо помочь с рефератом/докладом. То есть работа есть еще и дома. Бывает, что и по телефону что-то отправляешь ребенку. В дальнейшем как классный руководитель, да и как учитель анализируешь все, что произошло за день: в классе, на уроке, как спросить ученика, что задать.

Но я всегда любила читать. На серьезное чтение, конечно времени не хватает, если только каникулы, где найдешь немного времени, да и отпуск, когда можешь себе позволить погрузиться в книгу и никуда не спешить.

Основная работа, конечно же, у нас в школе, и учителя всем своим родным посвящают мало времени.

— Рассматривали ли Вы другой предмет, не историю?

Если бы сейчас отмотать время назад, то я все равно бы пошла, учиться на учителя, и выбрала бы историю. Изначально я выбирала между литературой и историей, но история мне, почему-то, нравилась больше.

— Никогда не хотели уехать из Темкинского района?

— По молодости да, хотели. Хотели в город, нравилось, что есть куда выйти и провести досуг. А с возрастом – нет. Обросли хозяйством, домом, огородами. Сейчас бы я никуда не уехала. Да и родным нравится выйти на улицу, походить по двору, посмотреть на природу вокруг.

— Что Вы можете пожелать всем тем, кто только собирается выбрать профессию учителя?

— Легко не будет, трудности будут всегда. Их надо преодолевать и самому, и вместе с учениками. Жить не только своей жизнью, но и их. Входить в положение, быть готовым к разговорам с родителями, и учиться на протяжении всей жизни.

Также хочу поблагодарить весь наш коллектив за то, что они всегда дружные, приходят друг другу на выручку, помогают в трудную минуту, деяться опытом, подсказывают, если кто-то чего-то не знает. Спасибо!

-Спасибо большое, что уделили нам время!

-Вам спасибо.

В завершении хотелось бы рассказать одну маленькую притчу.

«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.

Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.

Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».

Маленькая притча с большим значением. Вечные «собеседники», «сотоварищи», «содружества»

 Учитель и его ученики. Два полюса одного магнита. Два берега одной реки. Они разные, но не существуют друг без друга. А это значит – как в природе, должна быть гармония, гармония душ, гармония между уважающими друг друга людьми.

Д. Огурцова

Вам также может понравиться...